Штраф в 600 тысяч рублей за «негабарит» и «перегруз» стал привычным делом на российских дорогах
Много шума наделало свежее видеообращение к президенту страны дальнобойщиков по поводу необоснованного массового взимания штрафов на основании данных пунктов весо-габаритного контроля. На сей раз «горячей точкой» стал Чебаркуль в Челябинской области.
В обращении говорится следующее: «Это уже не просто просьба — это крик о помощи. Мы, автогрузоперевозчики России, обращаемся к президенту России с просьбой остановить беспредел и несправедливость, связанную с работой автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК)».
Обращение было записано в конце октября на Чебаркульской рамке, одной из тех, где перевозчики массово получают неправомерные штрафы в основном за «негабарит». Причем, часто это случается просто из-за раздувания тента. То есть реального нарушения габаритов не было. Но штрафы есть — от 150 до 600 тысяч рублей.
Авторы обращения уточняют, что речь идет не про отдельно взятые случаи и не про один регион: «Подобные проблемы есть по всей стране: в Красноярске, Пермском крае, Вологодской, Ленинградской, Новосибирской, Саратовской, Челябинской, Курганской, Ярославской, Ульяновской и др областях, ХМАО, ЯНАО, республики Удмуртия, на Камчатке и в других регионах».
Вывод в финале обращения звучит так: «Сегодня штраф в 600 000 рублей может уничтожить бизнес одного перевозчика, а завтра — всю отрасль».
Весь 2025 год прошел в скандалах вокруг таких необоснованных штрафов. В феврале в Краснодаре состоялся митинг грузоперевозчиков. Водители жаловались, что им массово приходят штрафы на десятки и сотни тысяч рублей из-за некорректной работы системы «Платон», которая, оказывается, реагирует на глушилки систем ПВО.
В Краснодар съехались не только дальнобойщики из южных регионов страны, но также водители с Надыма, Йошкар-Олы, Волгограда, Ульяновска, других городов и регионов России.
Особенно часто, как оказалось, система «Платон» сбоила на 1343 км. автомобильной дороги федерального значения М-4 «Дон» Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск — Республика Адыгея.
«СП» уже рассказывала, что на протяжении года похожие тревожные сигналы поступали из Челябинской и Свердловской областей, других регионов страны.
Корреспондент «Свободной Прессы» обратился за комментариями к представителям Объединения перевозчиков России. Максим Фокин, координатор объединения по Свердловской области, в беседе с «СП» сразу взял быка за рога:
— Проблема возникает от региона к региону. И это не закончится, пока полностью не изменятся принципы работы системы. Не собирание запланированных сумм штрафов, а именно безопасность и сохранность дорог. А пока что это только на бумаге.
А по факту — главное собрать заложенную в бюджет цифру в десятки миллиардов с весогабаритки, не исключая различного рода махинации.
«СП»: Интересно, дороги-то хоть стали лучше? Если верить, что собранные штрафы идут на ремонт дорог.
— Я вижу, что очень быстро строятся платные дороги. Например, М-12. При этом существующие трассы латаются в основном местечково.
Вот, например, у нас строят участок М-12, объезд поселка Белоярский. Самосвалы возили материалы со стороны Асбеста с перегрузом, в нарушение правил, норм, не прикрывая даже тентом кузов.
Сотрудники ГАИ даже носом не вели в их сторону. Видимо, было дано распоряжение свыше. Ну и дорога, естественно, местами провалилась от такой нещадной эксплуатации. Заплаты сделали, но и они проваливаются. В общем, строят «платки» в ущерб остальным дорогам.
Руководитель Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров в разговоре с «СП» подтвердил:
— Проблема актуальна для всех регионов страны.
«СП»: Есть регионы, откуда такие жалобы приходят чаще всего?
— Волгоград, Ульяновск, Ленинградская область.
«СП»: Считается, что взысканные с дальнобойщиков штрафы идут на ремонт дорог.
— Обещать — не значит жениться. Нет отдельных счетов дорожного фонда. Все падает в общую кормушку, а там мутная вода.
В телеграмм-канале Объединения перевозчиков России в посте от 6 ноября приводятся такие факты по состоянию отрасли. За 9 месяцев года 25% транспортных компаний уже ушли с рынка. Прогноз на конец года: уход до 40% перевозчиков.
В то же время правительство России планирует собрать 42,4 миллиарда рублей штрафов через рамки весогабаритного контроля. Приводится пример, что одной только строительной компании предъявлены штрафы на 80 миллионов рублей.
В этом случае компания ремонтировала дорогу Шадринск-Мясково. Заказчик (Курганавтодор) установил автоматический пункт весо-габаритного контроля (АПВГК) прямо на стройплощадке без предупреждающих знаков.
Прокуратура подтвердила факт нарушения, но ничего не изменилось. Техника работала и получала штрафы за «движение» по стройплощадке.
Причем, выявить ответственного за такие необоснованные штрафы невозможно. Курганавтодор строит и обслуживает: «Мы только взвешиваем, вот поверка». Росдормониторинг — передаёт данные: «Мы только выбираем акты с превышением». Ространснадзор — выносит постановления: «Нам прислали снимок, мы оформили». Остается суд. И суды завалены исками дальнобойщиков. Например, в Катайском районе на 5 судей приходится около 1500 таких жалоб. Многие ждут рассмотрения аж с августа 2024 года.
Евгений Медведев, председатель правления правозащитной организации «Народный контроль Урал», по поводу таких массовых штрафов заявил: «Не может быть, что тысячи водителей внезапно стали нарушителями. Не могут 1000 человек одновременно ездить на красный свет. Значит, в светофоре что-то не так».
Интересный факт предоставила Диана Потапова (ИП, Ижевск). Это официальный ответ от ФГУП «ПНТУ Росстандарт»: «От ГКУ „Курган Автодор“ не осуществлялась передача данных в единую систему программного обеспечения мониторинга АПВГК, что является нарушением установленного порядка». Получается, рамки весо-габаритного контроля штрафуют водителей, не передавая данные в контролирующий орган!
С июля 2026 года вступает в силу единый реестр перевозчиков. Главный критерий исключения из реестра — упомянутые нарушения по весогабариту. При этом, как мы видим, во многих случаях АПВГК фиксируют нарушения, которых не было.
Но кто останется на рынке перевозок после того, как вышеуказанный правительственный план будет выполнен? Ранее «СП» уже приводила прогноз, что ждет отрасль и потребителей.
Место ушедших с рынка российских перевозчиков, видимо, займут иностранные. Которые по существующей сегодня практике не платят деньги в российский бюджет.
То есть в скором времени из-за массового ухода перевозчиков ожидается резкое снижение налоговой базы и соответственно недопоступления в бюджет.
Объединение перевозчиков напоминает, как работает механизм взимания штрафов: «Вы везёте груз 20 тонн (норма). Проезжаете рамку. Табло молчит. Через 2 месяца приходит штраф 600 000 рублей. Как доказать невиновность? Груз давно разгружен. Контрольных весов нет. Табло не информировало. Можешь только в суд (на 1500 дел — 5 судей)».
Приводятся и абсурдные примеры. Так, работавшая на стройке бетономешалка за 4 часа работы получила при проезде пункта весо-габаритного контроля четыре штрафа за перегруз!
Причем, после третьего взвешивания масса оказалась больше, чем после первого, хотя раствор распределялся. И соответственно бетономешалка на самом деле стала легче!
Чего же, спрашивается, хотят перевозчики? По этому поводу в телеграмм-канале Объединения перевозчиков России есть четкий ответ: «Контрольные весы после каждой рамки (как в США). Исправные информационные табло. Площадки для остановки после рамки. Ответственного в Минтрансе за развитие внутренних грузоперевозок».
Из всего списка проще всего, наверное, назначить ответственного в Минтрансе. Но кто же согласится идти на такую расстрельную должность в сложившихся условиях?
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал
